Михаил Грачёв (mp_gratchev) wrote,
Михаил Грачёв
mp_gratchev

К вопросу об истинности философских высказываний


В 'Философском Штурме' протекает содержательная дискуссия об 'объективном' и 'субъективном' вне феноменов нашего мышления. Необходимо отметить важное признание философа Александра Болдачева относительно истинности философской системы в том смысле, что в целом к ней нельзя применить истинностную оценку истинно/ложно. Поскольку такая оценка допустима лишь в отношении единичных утверждений.

boldachev, 14 июля, 2009 - 11:43. ссылка

To Сергей Борчиков и ВИМ
Более того не только к философской системе, а к любой логической системе в целом (скажем, научной теории) не применим предикат "истинная/ложная" - истинными или ложными могут быть лишь сингулярные высказывания да и то в пределах некоторой конкретной логической системы.
Ну а все философские системы по определению достоверны, как адекватно отображающие свой предмет - индивидуальное понимание автора. И нет никаких формальных способов доказать обратное (что автор неадекватно описал, что он думает ;).


Относятся ли к таким сингулярным высказываниям философские суждения («Мышление есть бытие», «Мышление есть ничто», [фрагмент 15])? И нельзя ли, наоборот, определить сингулярное высказывание через возможность означить некоторое предложение истинностной оценкой? Высказывательную форму, к которой следует отнести и метафилософские высказывания типа "Мир конечен", Мир бесконечен", «Мышление есть ничто», разумеется, означить истинностной оценкой нельзя, поэтому и приведенные философские высказывания не являются сингулярными.
"В формальной логике оба из противоречивых суждений могут быть истинными в различных логических суждениях, хотя возможны системы (не формальные) в которых и оба высказывания могут быть приняты как истинные".

1. Истинными/ложными могут быть лишь сингулярные высказывания.
2. Одновременно истинными сингулярные высказывания не могут быть в формальной логике, но могут быть истинными в некоторых, пока не названных, не формальных логиках.
3. Какую логику применить в той или иной ситуации (ту, которая разрешает, или которая запрещает противоречие суждений), - я решаю в зависимости как будет мне выгодно в том или ином случае. Таков необходимый вывод из пунктов 1 и 2.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments